УМК "Начальная школа XXI века"
РУССКИЙ ЯЗЫК
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
· изученные части речи;
· значимые части слова;
различать и сравнивать:
· буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
· имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
· предлог и приставку;
· корень, приставку, суффикс и окончание;
· слово и предложение; многозначные слова, синонимы, антонимы
· главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложение с однородными членами.
приводить примеры:
· простого двусоставного предложения;
· кратко характеризовать:
· виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать учебные и практические задачи:
· выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
· пользоваться словарями;
· использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
· писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 – 80 слов с изученными правилами правописания;
· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
· звонкие и глухие согласные в корнях;
· непроизносимые согласные;
· сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, сочетания чк, чн;
· удвоенные согласные;
· безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
· разделительный мягкий и твёрдый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях лаголов 2-го лица единственного числа;
· не с глаголами;
· безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;
· правописание безударных личных окончаний глаголов;
· словарные слова, определённые программой;
· знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
· отвечать на вопросы к тексту;
· делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
· слово и предложение;
· многозначные слова, синонимы, антонимы;
· наречие, имя числительное;
· простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
· текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Развитие речи»
· проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
· находить лексическое значение слова в толковом словаре;
· характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);
· разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
· суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
· наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
· запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
· выделять основную мысль текста;
· подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
· исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
· составлять план текста (при помощи учителя);
· находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
· писать изложения различных видов (обучающего характера).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
В результате изучения курса «Литературно чтение» учащиеся должны:
знать:
· название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры· сказок народных и литературных;
· стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:· произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
· жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
· сказки народные и литературные;
· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
· виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:· читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
· выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы (не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы), специально подготовленные тексты;
· определять тему и главную мысль произведения;
· ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
· делить текст на смысловые части и составлять простой план;
· пересказывать и рассказывать произведение по плану;
· составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
· создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:· для самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
· определять тему и жанр незнакомой книги;
· работать со справочной литературой.
МАТЕМАТИКА
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
классы и разряды многозначных чисел;
сравнивать;
многозначные числа;
воспроизводить по памяти:
формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
соотношения между единицами массы: 1т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;
применять:
правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных вычислений с многозначными числами;
знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число);
решать арифметические текстовые задачи разных видов.